«Северный десант» — проводник в суровую Арктику

Арктика – не только загадочный уголок нашей планеты, где  бродят белые медведи, грядой встают огромные, ослепительной белизны ледники и тянутся бесконечные слепящие солнцем и снегом просторы. Это еще и стратегически важная для России территории, где сокрыты колоссальные ресурсы русского Севера: нефть, газ, никель, платина, золото и многое другое, на которое давно положили глаз представители мирового сообщества. Сегодня наконец стало очевидно, что все это богатство нужно охранять и самим сделать все, чтобы Арктика стала сферой нашего влияния.

 

25 марта 2017 года стартовала очередная полярная экспедиция «Северный десант-2017». Ее командир, идейный вдохновитель и спонсор,  как и в прежние годы- член Русского Географического Общества  Александр Петерман.

— Главная задача  нынешней экспедиции поистине архиважная – провести военных специалистов по проторенному «Северным десантом» пути и обеспечить выполнение ими важных государственных задач, после которых вернуться всем составом целыми и невредимыми, — рассказал журналистам на прошедшей 22 марта пресс-конференции Александр Петерман.

Не каждый день и даже год борт Ил-76 с военными приземляется в нашем аэропорту. В прошлом году в составе экспедиции был один офицер спецподразделений, а  в этом к походу присоединилась уже группа военных.

Нижневартовцы совместно со штатной группой армейского спецназа на снегоходах совершат переход до самого Диксона – «столицы Арктики», закрепив за русским спецназом звание самого подготовленного  в мире.

—  Военные возьмут на вооружение многолетний опыт выживания в арктических условиях, накопленный  нашим «Северным десантом». И это не «покатушки», а серьезный проект государственной важности. Для того чтобы поход прошел успешно, участники  экспедиции будут в пути дублировать друг друга, — рассказал Александр Петерман. — Все снегоходы оснащены необходимым оборудованием и  заточены под выполнение поставленных задач при любых условиях: несмотря на низкую температуру, метель или нештатную ситуацию.

Кроме того, нижневартовским проектом заинтересовался Концерн «Калашников», где помимо производства оружия занимаются еще и экипировкой. Как отметил руководитель специальных проектов концерна Михаил Ярин, обратиться в «Северный десант» из далекого Нижневартовска им порекомендовали коллеги из Министерства обороны РФ. Работа экспедиции, рожденной в далеком сибирском городе, вызывает на сегодняшний день большое уважение и интерес со стороны специалистов. По их мнению, ребята обладают прекрасным опытом проведения таких дальних странствий, во время которого учитываются все нюансы выживания в суровом климате – начиная от одежды, обуви и питания и заканчивая мощной техникой передвижения. И такой опыт нужно воплощать в масштабах решения важных государственных задач обороны страны. «Это не теоретики с просторов Интернета и теплых местечек в городах, а настоящие практики – люди, по словам  Александра Анатольевича, «ножками  прошли» через все трудности и испытания», —  сказал про «Северный десант» руководитель концерна «Калашников».И Концерн «Калашников» планирует объединить свои знания и опыт «Северного десанта», чтобы в будущем создавать экипировку, например, для арктической группы войск. Природа Арктики настолько непредсказуема, что в одну и ту же экспедицию можно попасть в продолжительный дождь и в мороз -46 градусов.

Бочки с топливом, как и другой груз, отправлены к месту старта экспедиции заранее. Закупленное у постоянного поставщика спортивное топливо с высокими октановыми числами не подведет в пути, надеются суровые мужчины.

Сами участники экспедиции  поедут автомобильным транспортом в поселок Тазовский, где рано утром 25 марта взревут моторы снегоходов и, оставляя завесу снежной пыли, по ямальской земле рванут, как в свое время сказал норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, в Страну ледяного ужаса.

Впрочем, ужасной Арктику Александр Анатольевич не называет. Для него она скорее «ледяной космос», неисследованный, суровый, но прекрасный. Похоже, он навсегда покорен этим суровым краем: Не холодной, но обжигающей льдинкой проникая в сердце, Арктика просто не отпускает. «Таких закатов и восходов, голубых льдов и белейшего снега нет, наверное, нигде», — говорит Александр  Петерман.

Маршрут известен. Проехав Ямал, участники экспедиции перейдут Енисейский залив. Дойдя до полярной станции Сопочная Карга, направятся дальше — на Диксон.  Сейчас там проживают чуть больше 600 человек. Люди Арктики – особые, живут в гармонии с природой и всегда рады встрече с путешественниками.

Обследовав территорию в районе поселка, выдвинутся по берегу на восток к бухте Макарова. После выполнения всех поставленных задач десант вернется на Диксон и — по ямальской земле обратно в Нижневартовск.

— Нынешняя экспедиция отличается от прежних тем, что включает в себя намного больше участников: 13 человек на 12 снегоходах. И чем больше группа, тем меньше скорость. Но опыт подобный у нас уже имеется: на 8 снегоходах 9 человек мы уже ходили, поэтому проблем возникнуть не должно. По пути передвижения будем уведомлять службы МЧС, погранзаставы и работников заповедников.

Значимость экспедиция, ее уровень с каждым годом растет. Если раньше крутым мужикам из Нижневартовска просто нравился северный экстрим на арктических мотоциклах, то теперь…

— Теперь мы готовы к выполнению серьезных задач, — говорит Александр Петерман. И  гордо называет свою команду Командой №1 — по количеству экспедиций, по протяженности пути и широтам, по доле опасности,  которые она может преодолеть.

На сегодня «Северный десант» действительно владеет достаточным опытом, позволяющим им выйти на тот уровень, когда Министерство обороны России доверило команде выполнение  важной миссии.

Арктика – край суровых испытаний. Но каждый член экспедиции готов заменить другого, продублировать при необходимости все обязанности товарища. Например, оказать качественную доврачебную помощь. Ведь обычная медицина здесь бессильна: лекарства на морозе просто рассыпятся, а ампулы разобьются.

Дела делами, а режим в отряде строгий. И обед здесь по расписанию.

— Очень важно на холоде съесть что-то горячее. Мы не берем с собой сало, как думают многие, а везем уже готовые замороженные супы. Остается растопить снег, залить еду горячей водой – и калорийный борщ, домашняя лапша, гороховый или фасолевый суп готов. Порция – 300 г, добавляется 150 г воды и получается полноценный домашний обед», — рассказал «МВ» Виталий Береговой, ответственный за питание участников экспедиции. – Питание должно быть сбалансированным. Мясо, овощи, фрукты, хлеб в рационе путешественников также присутствуют,  но тоже в замороженном виде».

Ильгизяра  Бикташева, человека необычной судьбы и невероятного мужества, знают в нашем городе многие. Он участник боевых действий в Чечне, трудно назвать его человеком с ограниченными возможностями, но невероятным мужеством он обладает точно. И нынче  едет в экспедицию уже в девятый раз. Все в команде знают: первым идет Александр Петерман, за ним — Бикташев

Сотрудничество с Русским географическим обществом также предполагает, что экспедиция  выполняет государственные задачи. И задач этих, надо сказать, хватает. Например, команда занималась отработкой только-только зарождающейся системы ГЛОНАСС. Испытывалось в экспедиции и разного рода снаряжение и арктическая техника.

В планах экспедиции продолжить исследование территории и составление подробных карт арктического побережья России. Планирует  продолжить в будущем наносить на карты  малоизученные районы арктического побережья. На некоторые из них подстерегают порой настоящие опасности. Например, однажды им на пути неожиданно встретился крутой обрыв. Еще немного, и в него бы упал снегоход командира, а вслед за ним и другие. «Но Бог уберег, — говорит Александр Анатольевич, — словно сила какая-то остановила».

Как-то они попали в глубокий каньон, из которого никак не удавалось выбраться. Наконец увидели свет. Это местный житель – старый ненец зажег его над своим чумом, услышав шум моторов. Встретить такого в снежной пустыне уже само по себе чудо. И их там ждут. В этом одна из причин того, что «Северный десант» не прокладывает абсолютно новых маршрутов.

В планах  Петермана создать также базу данных по дорогам в тундре, куда войдут маршруты  пастухов, рыбаков, охотников.

Сегодня неосвоенная Арктика  нуждается в большой уборке. Но обязательно с участием ученых.

— На каждом шагу история, наша память, — говорит Петерман.

Кроме следов человеческого вмешательства в виде брошенного оборудования, ржавых бочек с топливом и остовов автомобилей они нашли здесь следы  петровской экспедиции, которая прошла этим путем три века назад.  А еще арктической экспедиции Колчака, могилы первопроходцев, даже останки фашистских военных баз с времен Великой Отечественной войны. Заброшенные карьеры и рудники – тоже следы попыток освоения этой суровой земли. Старые избушки в зимовьях. Если  топором рублены  —  это XIX век, а если пилой – меньше века. Люди  совершали настоящий подвиг, проходя в экстремальных условиях по 20-30 километров. И умирали, и хоронили их тут же. Со временем земля обнажается, и все это представляет печальную картину.

Средняя температура зимой составляет –36 –40 °С. Над плотными слоями льда  бывает и ниже –50 °С. Но несмотря ни на что, здесь есть жизнь. Леса и ледовые пустыни населены белыми медведями, песцами, зайцами, куропатками, белыми совами, гагарками.  Животные и птицы приспособились к суровым условиям за счет толстого слоя подкожного жира и густого меха.

— По Арктике, кстати, очень заметно, как сильно меняется климат на планете.  Когда идем по побережью, видим, что все избушки, которые были когда-то построены на безопасном расстоянии от воды, сегодня смыты полностью или подмыты. Вода поднимается, что-то меняется в природе, и это буквально за последние годы с 2008 года, что мы ходим в Арктику, — продолжает свой рассказ Александр Анатольевич.

Людьми командир экспедиции зря не рискует. Был такой случай на проливе  Вилькицкого, когда снегоходы оказались у большого разводья, образованного из-за гигантских трещин во льдах. Надо отметить, что за последние двадцать пять лет льды Арктики драматически изменились, объем их уменьшился, они стали намного «моложе» и тоньше. Могут рваться как бумага прямо перед снегоходом. Команда попробовали пройти по деформированному льду, но неожиданно задняя часть первого снегохода начала проваливаться в смерзшуюся массу. Пришлось поворачивать домой.

Зато сейчас мало кто в мире так хорошо визуально знает Таймыр, как «Северный десант».

— Мы к нему и с западной стороны шли, и с восточной, и через него прошли, и вокруг обошли. В хорошую погоду я могу там ехать без gps по собственным ориентирам. Как только появляются какие-то амбиции или человек чем-то недоволен — ничего не получается, не пройти по крайнему Северу. Поэтому важно, чтобы в команду попали люди, одинаковые по духу. И на сегодняшний день мы собрали очень сильную команду. Кто-то, возможно, смотрит на нас и думает:  такие деньги тратят, лучше б в жаркие страны ехали отдыхать. Но мы — люди, которые хотят большего.

Когда мы впервые знакомились с людьми на полярных станциях, на заставах, там даже связи толком не было, мы им давали спутниковые телефоны домой позвонить. Сейчас все связью обеспечены, начинается ремонт полярных станций. Но работники станций — молодые ребята, девушки — каждые 3-4 часа должны в полярную ночь дойти до берега, измерить уровень воды, температуру, а вокруг медведи… А у них только ракетницы в руках.

У нас пока большей частью все построено на мужественности и самоотверженности людей, хотя уже заметен прогресс. Представляете, мы приезжаем в дальний поселок, а нам говорят: «У нас тут Путин был. Значит, уже идет освоение, появилась техника, изучаются Ямал, Таймыр, и это радует».

— Когда ты стоишь на арктической земле, возможно, на том месте, где еще не ступала нога человека,  приходит осознание того, что сегодня важно быть не просто путешественником, бизнесменом. Важно мыслить масштабней, чем обычно, — говорит Александр Петерман.

Бывший десантник хорошо понимает: может получиться так, что Север придется защищать. И Нижневартовск идеально подходит для того, чтобы создать здесь Центр подготовки для офицеров арктических вооруженных сил, спецназовцев, пограничников, спасателей – тех, кто будет работать в северных широтах.

У нас есть аэропорт международного значения, хорошие автомобильные дороги, по которым можно доехать вместе со всей техникой и людьми до полуострова Ямал —  возможного места проведения масштабных учений. Можно и в Нижневартовске их провести — климат суровый, а морозы и покрепче арктических случаются. Только построить для этого специальный полигон. Строительство стратегически важных государственных объектов привлекло бы в Нижневартовск огромные инвестиции, способствовало бы созданию новых рабочих мест. Ведь жить здесь не только нам, а нашим детям и внукам.

Каждый желающий сможет следить за передвижением команды в режиме реального времени или знакомиться с путевыми заметками на официальном сайте «Северного десанта»

Автор

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *